Граффити родилось в Америке...

Искусство граффити развивалось из простейших надписей, называемых "тэгами", которые "трудная" молодежь писала дабы оставить свой след. Эти юнцы писали свои прозвища, после чего безмерно радовались жизни во всей её красе. В начале средтвом нанесения рисунка или тэга был маркер, затем использовались аэрозольные баллончики с автокраской. Это был конец 1960-х годов. В основном маркировкой стен занимались 10-ти летние пацаны. Именно в то время появляется термин "бомбежка", т.е. заливка стен с паралельным чханием на полицию и окружающую действительность. Принимая во внимание то, что тэги часто просты и абсолютны, искусство graffiti - сложная сеть электризации цветного, творческого чистописания, и своего рода ритмичного хаоса. Первоначально, taggers конкурировали при помощи замудренности и количества своих автографов. Но поскольку число тэггеров и, собственно, самих тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из тэггеров стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. Точкой отсчёта начала современной настенной живописи являются 70-е годы нашего столетия. Происходило это действо в родном и желанном всем райтерам New York City. По многочисленным данным первым, кто отметился на стенах города был райтер по кличке "TAKI 183". Тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Он просто царапал на стене свою кличку. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "райтеры" ни черта не заботились о том поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных" писателей, читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места также играли заметную роль. Каждому хотелось выделится из общей массы и получить признание себе подобных. Далее начали появляться простенькие рисунки, но никого не интересовали темы рисунков, больше всего прикалывал адреналин от рисования в стремных местах.

Cтало модным придумывать себе кликухи и писать их заковыристым шрифтом на стенах. Стены в то время были просто "убиты" тагами . Потом бравым ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи и появились первые цветные рисунки. Они были низкого качества и состояли из малого количества цветов. Прошло время, граффити стало частью популярной в то время хип-хоп культуры. Рисунки приобрели божеский, а под час и идеальный вид. Художников стало появляться всё больше и больше. Банды Нью-Йорка придумали графитами помечать свою территорию, предупреждая тем самым незадачливых прохожих. Часть графитчиков начала работать на преступные группировки. Причем все старались подмять под себя лучших художников. Из-за того, что многие хорошие стены уже забиты, происходит перераспределение и многие работы не живут более недели. В начале 1970-х граффитчики спустились под землю. Нью-Йоркская подземка стала полем битвы. Это и были те самые, широко известные массам "войны стилей" (style wars). Место было что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буковки строились ровно в ряд и читались легко. Но с появлением радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали все больше внимания. А вот стиль письма, как способ узнать кто автор, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stey со товариши стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами во всю длину и ширину вагона.

Открытие толстых кэпов (fat caps) привело к созданию подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких кэпов спрэющих баллонов на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках "субвей систеам". А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя из Бронкса получил название Бабл леттес.Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами.

Время шло и граффити принимало цивилизованные черты появлялись один за другим такие шрифты как Wild Style. Тэги стали большими, полужирными. Среди них были округленная "жареная кукуруза" и тому подобные фишки. Вскоре огромное значение приобрел цвет, символы, мультипликации (cherecter), а также дерзкии 3-х мерные буквы. Цветовые переходы, смешивание цвета - сложный процесс, в котором цвета, кажется, переходят друг в друга от светлого в более темный. Эти рисунки несли в себе небольшое подобие каракулям тэгов, но их создатели уже называются "райтерами" вместо taggers. Идиология художников медленно менялась от быстрых налетов к более размереному рисунку с филигранной техникой. Появляются первые легальные стены. Начинается коммерцелизация графити, благодаря чему многие художники покидают улицу и открывают свои галереи. Сперва большинство авторов работало поодиночке, но поскольку рисунки увеличились в размере и сложности, многие начали работать в свободных группах наземых "командами"(crew). Появились технологические новшества, преобразовавшие graffiti в более сложную художественную форму. Настоящий взрыв хип-хопа прогремел в начале 1980-х.

Этот всплеск продвинул искусство аэрозоля, наряду с такими течениями как breakdance и рэп, в популярное культурное явление. Хип-хоп зародившийся на улицах Нью-Йорка, довольно таки быстро перерос в международную, многонациональную культуру. Успех рэпа помог продвинуть некоторых лучших художников (style masters). Рэпперы стали часто показывают graffiti в своих видео клипах. В середине 80-х мода на искуство проходит и ряды графитчиков сильно редеют. Вторая волна популярности берет свое начало с приходом 90-х. Большое количество графитчиков снова приходит на улицы и все начинается по новой но уже на более высоком уровне.Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Cтиль", написаны книги. Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально двигал культуру граффити много-много лет.Когда в Америке и Европе, после бурных бомбежек, граффити начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось.В СНГ граффити попало в конце 80-х годов, но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы празно слоняющихся масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда практически о каждом новом рисунке можно было узнать от самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно просто гулять по улицам и все время встречать все новые и новые работы.

Три основных стиля написания своих мыслей на стене:

Wild style - это когда все красиво, но ничего непонятно. В этом стиле значение слова или фразы полностью теряется. Главное красота. Довольно трудный стайл, но самый распространённый среди профессионалов.

Buble letters - это когда просто, но со вкусом. Бабл используется в основном для Бомбинга. С него начинают все. Простенькие буквы, классное впечатление.

Fx style (daim style) - сложный стиль и в написании, и в раскраске.